Трёхстороннее соглашение ХМАО-ЮГРЫ на 2023-2025 годы

Трехстороннее соглашение между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2023 – 2025 годы

г. Ханты-Мансийск

«12» декабря 2022 года

 
СКАЧАТЬ Трёхстороннее соглашение ХМАО-Югры на 2023-2025 годы

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – органы государственной власти), Объединения работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – Работодатели), Союза «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Профсоюзы), именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее Трехстороннее соглашение (далее – Соглашение), определяющее согласованную позицию Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2023 – 2025 годах и совместные действия по их реализации.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами Объединения работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в Объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

работодателей, не являющихся членами Объединения работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее – органы местного самоуправления) в пределах взятых ими на себя обязательств;

в отношении работодателей – исполнительных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий;

всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеуказанными работодателями.

Стороны, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 октября 2003 года № 53-оз «О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в числе приоритетных целей Соглашения, определяют проведение социально-экономической политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, повышение качества жизни работников и их семей, обеспечение всеобщей доступности и повышения качества базовых социальных услуг.

Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

Соглашение рассматривается Сторонами как основа для переговоров по заключению отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности.

Каждая из Сторон в пределах своих полномочий принимает на себя обязательства, закрепленные Соглашением, разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств в порядке и сроки, установленные Регламентом Трехсторонней комиссии
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия).

Условия, содержащиеся в Соглашении, учитываются при принятии соответствующих нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, правовых актов органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, локальных актов организаций.

Стороны принимают на себя обязательства в объеме своих полномочий, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации (далее – Генеральное соглашение), меры по синхронизации своих решений и действий с положениями и мерами по реализации Генерального соглашения, федеральными отраслевыми соглашениями, государственными программами Российской Федерации, мероприятиями, принятыми с целью преодоления внешнего санкционного давления.

В случаях возникновения необходимости принятия неотложных решений, в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, преодоления внешнего санкционного давления со стороны недружественных стран Стороны осуществляют оперативное взаимодействие для реализации соответствующих мер по защите прав работников и обеспечению деятельности организаций.

 

Обязательства Сторон

В соответствии с основными положениями Соглашения Стороны принимают на себя обязательства в 2023 – 2025 годах по следующим направлениям:

1. В области развития экономики и повышения инвестиционной привлекательности

Стратегической целью социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) является повышение качества жизни населения автономного округа в результате формирования конкурентоспособной модели экономики, основанной на инновациях, обеспечение эффективной занятости и повышения доходов населения.

В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 3 ноября 2022 года № 679-рп:

Стороны совместно:

1.1. Обеспечивают долгосрочную макроэкономическую стабильность за счет улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, расширения возможностей для развития малого и среднего предпринимательства.

1.2. Направляют усилия на укрепление экономики автономного округа, в том числе на основе внедрения проектного подхода, цифровизации и инновационных технологий, снижение импортозависимости и развития экспортного потенциала.

1.3. Работают над достижением целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

1.4. Принимают меры к повышению уровня жизни населения автономного округа, снижению численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (границы бедности) вследствие прироста реальной заработной платы, в том числе за счет ежегодного повышения производительности труда, качества оказываемых услуг, внедрения в производство инновационных технологий, недопущения скрытых форм оплаты труда, развития трудового потенциала в автономном округе.

1.5. Содействуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики, в том числе путем:

создания сети индустриальных промышленных парков и территориальных кластеров: нефтегазового, лесопромышленного, горнопромышленного, туристско-рекреационного, агропромышленного из числа научных, промышленных организаций, малых и средних предприятий;

внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций;

продолжения работы по развитию государственно-частного партнерства, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства;

проведения структурных реформ и содействия модернизации отраслей экономики, в том числе оказывающих социальные услуги;

формирования институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста автономного округа;

создания режима наибольшего благоприятствования товаропроизводителям, субъектам малого и среднего предпринимательства, обеспечивающим насыщение рынка отечественными товарами и услугами и являющимся участниками Соглашения;

снижения сроков оплаты выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) до 15 календарных дней и менее со дня исполнения обязательств по договору, контракту (отдельному этапу договора, контракта), если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

обеспечения темпов устойчивого развития отраслей реального сектора экономики автономного округа;

повышения научного и образовательного потенциала.

1.6. Обеспечивают своевременное взаимное информирование о наличии признаков финансовой неустойчивости, банкротства.

Органы государственной власти:

1.7. Анализируют и прогнозируют социально-экономическое развитие автономного округа.

1.8. При проведении инвестиционной политики принимают меры по улучшению инвестиционного климата, развитию конкуренции и снижению административного давления на бизнес путем реализации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного Решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (протокол от 3 мая 2012 года № 2), Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 апреля 2019 года № 768-р.

1.9. Создают условия для развития экономически эффективных производств, расширения внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего за счет роста доходов и накоплений реального сектора экономики и привлечения сбережений населения, а также создания благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций.

1.10. Содействуют реализации инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых видов производств, внедрение прогрессивных технологий и современных видов оборудования.

1.11. Создают благоприятные налоговые условия, стимулирующие инвестиционную, инновационную деятельность хозяйствующих субъектов.

1.12. Содействуют развитию отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе организаций лесопромышленного и агропромышленного комплекса, продовольственных рынков, организации системы производства и переработки сельхозпродукции.

1.13. Способствуют развитию и созданию в автономном округе высокотехнологичных, высокодоходных производств.

1.14. В пределах предоставленных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Осуществляют контроль за соответствием цен, тарифов, размера заработной платы работников государственным гарантиям, предусмотренных сметными расчетами начальной (максимальной) цены государственных контрактов по объектам, на выполнение работ, оказанию услуг, финансируемым с привлечением средств бюджета автономного округа.

1.15. Совместно с органами местного самоуправления создают условия для повышения в экономике и социальной сфере роли негосударственного сектора экономики, включая малое и среднее предпринимательство и социально ориентированные некоммерческие организации путем совершенствования мер государственной поддержки, развития инфраструктуры поддержки негосударственного сектора экономики.

1.16. С целью снятия административных барьеров разрабатывают и контролируют в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение регламентов согласований, выдачу разрешений, иной документации для предпринимателей, населения.

1.17. Участвуют и оказывают содействие в организации и проведении выставок, форумов, конференций и семинаров в целях пропаганды и популяризации эффективных и конкурентоспособных отечественных материалов, оборудования и технологий, а также создания благоприятных условий для продвижения продукции производителей автономного округа на внутренний и внешний рынки.

1.18. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создают благоприятные условия для развития торговли.

1.19. Способствуют развитию транспортной и информационно-технологической инфраструктуры.

1.20. Создают условия для формирования новых транспортных коридоров путем строительства мостовых переходов.

1.21. Способствуют внедрению в автономном округе энергосберегающего оборудования и технологий, приборов и систем учета энергоресурсов.

1.22. Обеспечивают разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию и развитию дорожной и электрической сети. Создают условия для строительства электросетевых и генерирующих объектов через механизмы государственно-частного партнерства по инвестиционным программам субъектов электроэнергетики.

1.23. Способствуют реализации основных приоритетных направлений развития муниципальных образований автономного округа.

1.24. Повышают прозрачность и подотчетность своей деятельности перед обществом, не реже 2 раз в год (за 1 полугодие и по итогам истекшего года) размещают в открытом доступе отчеты о фактическом исполнении государственных программ автономного округа и о фактическом достижении намеченных (запланированных) этими программами показателей и решении поставленных ими задач.

1.25. Учитывают мнение Сторон при принятии нормативных правовых актов автономного округа социальной направленности.

Работодатели:

1.26. Участвуют в реализации приоритетных направлений развития экономики автономного округа, поддержке малого и среднего предпринимательства, негосударственного сектора в социальной сфере, а также государственных программ развития соответствующих отраслей.

1.27. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, обеспечению их стабильной работы, расширению рынков сбыта, выпуску конкурентоспособной продукции, недопущению банкротства организаций и роста безработицы.

1.28. При изменении форм собственности, банкротстве, реструктуризации организаций учитывают их социальные последствия, проводят соответствующие мероприятия с участием профсоюзных организаций (при их наличии) и с учетом интересов работников.

1.29. Направляют Сторонам информацию о нормативных правовых актах, препятствующих обеспечению устойчивого роста производства, снижающих деловую активность, формируют предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.

1.30. Не допускают неоформления или ненадлежащего оформления трудового договора либо заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Профсоюзы:

1.31. Способствуют устойчивой работе организаций, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, охране труда, рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции.

1.32. Обеспечивают участие трудовых коллективов организаций в реализации предусмотренных Соглашением, отраслевыми (межотраслевыми), территориальными соглашениями и коллективными договорами мер по развитию экономики, осуществлению диверсификации производства.

1.33. Представляют социально-экономические и трудовые интересы работников.

2. В области занятости населения и развития рынка труда

В области занятости населения и развития рынка труда Стороны считают приоритетными следующие направления:

обеспечение максимальной занятости населения, недопущение уровня регистрируемой безработицы выше 0,6 процентов от численности рабочей силы;

реализация мер, способствующих расширению возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

осуществление мер, направленных на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом развития экономики;

развитие и популяризация института наставничества;

эффективное использование иностранной рабочей силы с учетом потребностей экономики в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетности трудоустройства граждан Российской Федерации;

повышение трудовой мобильности граждан;

реализация мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда автономного округа.

В целях реализации вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

2.1. Содействуют:

2.1.1. Созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест, в том числе для дистанционных работников.

2.1.2. Повышению престижа рабочих профессий.

2.1.3. Формированию эффективной системы взаимодействия органов службы занятости с получателями государственных услуг в области содействия занятости населения (гражданами и работодателями), повышению качества взаимодействия граждан и работодателей в целях содействия занятости, в том числе в электронном виде с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».

2.1.4. Проведению мониторинга:

ситуации на рынке труда автономного округа;

высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций;

потребности инвесторов в подготовке (переподготовке, повышении квалификации) персонала по рабочим профессиям и специальностям (направлениям подготовки), необходимым для работы на производствах, создаваемых в результате реализации инвестиционных проектов;

процессов трудовой миграции.

2.1.5. Организации временных (общественных) работ для работников, находящихся под риском увольнения (в случае введения режима неполного рабочего времени, простоя, временной остановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, проведения мероприятий по высвобождению работников).

2.1.6. Совершенствованию системы прогнозирования спроса и предложения трудовых ресурсов на региональном рынке труда на перспективу.

2.2. Разрабатывают и реализуют меры:

по сокращению масштабов неформальной и нелегальной занятости;

по развитию практики наставничества и стимулированию участников института наставничества;

по стимулированию работодателей к организации рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации), а также граждан старшего поколения.

2.3. Разрабатывают предложения:

по совершенствованию политики в сфере содействия занятости молодежи и граждан испытывающих трудности в поиске работы;

по нормативному правовому регулированию гибких форм организации рабочего времени, дистанционной работы, защите трудовых прав работников, выполняющих трудовые функции вне стационарного рабочего места.

2.4. Обеспечивают информированность работодателей и граждан о государственных услугах и мероприятиях в сфере занятости населения.

2.5. Создают условия:

для совмещения родителями (усыновителями, опекунами, попечителями), воспитывающими несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью, самозанятостью;

для повышения уровня занятости граждан с инвалидностью, их адаптации на рабочем месте;

стимулирующие региональную и межрегиональную трудовую мобильность граждан Российской Федерации.

2.6. Развивают взаимодействие между образовательными организациями, осуществляющими профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, и организациями, осуществляющими профильную профессиональную деятельность в автономном округе, с целью прохождения обучающимися практической подготовки, а также реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиональным модулям, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ и расширением практики дуального обучения.

2.7. Внедряют и тиражируют лучшие практики:

стажировок студентов (обучающихся) и выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования в целях получения опыта работы, а также их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места;

трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе с применением гибких форм организации рабочего времени, дистанционной работы, защиты трудовых прав работников, выполняющие трудовые функции вне стационарного рабочего места.

2.8. При отсутствии в отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашениях критериев массового увольнения основными критериями массового увольнения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.

К ним относятся:

а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:

30 и более человек – в течение 20 календарных дней;

50 и более человек – в течение 30 календарных дней;

200 и более человек – в течение 60 календарных дней;

500 и более человек – в течение 90 календарных дней;

в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников в течение 30 календарных дней в населенных пунктах, где общая численность занятых составляет
менее 5 тыс. человек.

2.9. Предусматривают при заключении отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, коллективных договоров мероприятия, направленные на сохранение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций.

2.10. Реализуют мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению несовершеннолетних граждан, молодежи.

2.11. В целях повышения престижа рабочих профессий, инженерно-технических специальностей, востребованных на региональном рынке труда, проводят конкурсы профессионального мастерства, в том числе с участием студентов (обучающихся) профессиональных образовательных организаций. Обеспечивают участие представителей автономного округа в конкурсах профессионального мастерства регионального, окружного, федерального уровня.

2.12. Принимают меры к запрещению распространения информации о вакансиях, содержащих ограничения дискриминационного характера (по полу, возрасту, месту жительства и другим дискриминационным признакам, установленным законодательством Российской Федерации).

2.13. Организуют комплексное взаимодействие инвесторов и субъектов предпринимательской деятельности с образовательными организациями, в том числе с многофункциональными центрами прикладных квалификаций, созданными на базе учреждений профессионального образования, на основе соглашений о подготовке (переподготовке) необходимых кадров с перспективой трудоустройства у инвесторов и субъектов предпринимательской деятельности.

2.14. Проводят согласованную политику по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы.

2.15. Принимают меры по оптимизации привлечения иностранной рабочей силы и созданию экономических условий для снижения зависимости экономики автономного округа от иностранной рабочей силы.

2.16. Содействуют в организации мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в автономном округе.

Органы государственной власти:

2.17. Обеспечивают информирование населения автономного округа и Комиссии о положении на рынке труда, возможностях трудоустройства, профессионального обучения, получения государственных услуг в области содействия занятости населения, перечне наиболее востребованных профессий на региональном рынке труда через средства массовой информации, в том числе официальные сайты в сети Интернет.

2.18. Информируют работодателей о порядке подготовки предложений о потребности привлечения иностранных работников.

2.19. Содействуют трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая организацию стажировок в целях приобретения опыта работы:

лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

несовершеннолетних граждан в возрасте 14 – 18 лет;

одиноких и многодетных родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, а также осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет;

выпускников профессиональных образовательных организаций в возрасте до 25 лет;

граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

граждан, прошедших военную службу по призыву или альтернативную гражданскую службу;

граждан предпенсионного возраста (за 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);

участников чемпионата «Абилимпикс».

2.20. Организуют профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации граждан в соответствии с потребностями экономики автономного округа.

2.21. Оказывают содействие в организации на территории автономного округа временных работ, оплачиваемых общественных работ для ищущих работу и безработных граждан.

2.22. Устанавливают объемы и направления подготовки кадров по профессиям и специальностям в профессиональных образовательных организациях автономного округа в зависимости от спроса на рынке труда и контролируют выполнение установленных объемов.

Работодатели совместно с профсоюзными организациями:

2.23. Способствуют ранней профессиональной ориентации школьников.

2.24. Проводят мероприятия по формированию, поддержанию и развитию корпоративных традиций.

2.25. Проводят разъяснительную работу о престижности труда, в том числе с использованием средств массовой информации.

Работодатели:

2.26. Предпринимают меры, направленные на недопущение массового сокращения работников. В случае угрозы массового сокращения численности или штата работников и возможного расторжения трудовых договоров с работниками Работодатели информируют об этом Профсоюзы, органы службы занятости не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и разрабатывают меры по уменьшению численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и т.д.).

2.27. Создают временные рабочие места, в том числе для проведения оплачиваемых общественных работ, при наличии потребности в выполнении таких работах.

2.28. Включают в отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры меры по созданию рабочих мест (специальных рабочих мест) для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, опережающему обучению работников и предоставлению высвобождаемым работникам возможности переподготовки, поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.

2.29. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора в порядке, определенном коллективным договором.

2.30. Предоставляют возможность обучающимся профессиональных образовательных организаций прохождения практической подготовки, а выпускникам данных организаций – стажировки.

2.31. Привлекают высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве.

2.32. Предусматривают в коллективных договорах или локальных нормативных актах организации для работников из числа граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с их согласия возможность применения гибких форм организации рабочего времени, организации дистанционной работы.

2.33. Оказывают содействие в проведении в организациях, учреждениях социологических исследований в сфере труда и занятости.

2.34. При возникновении потребности в специалистах ежегодно направляют заявки в уполномоченный орган по оказанию государственных услуг в области образования для включения в государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов. Направляют наиболее перспективных работников для получения дополнительного профессионального образования.

2.35. Не допускают в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.

2.36. Предоставляют в органы службы занятости посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (http://www.trudvsem.ru) сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей с учетом полноты, достоверности и актуальности информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, исключающих сведения дискриминационного характера.

2.37. Осуществляют сопровождение при содействии занятости инвалидов, в том числе формирование с учетом потребности инвалидов пути передвижения по территории работодателя, оборудование (оснащение) рабочих мест, обеспечение доступности к необходимым помещениям, освоение трудовых обязанностей (предоставление помощи наставника), помощь в организации труда при дистанционной работе или работе на дому.

2.38. Предоставляют образовательным организациям среднего и высшего профессионального образования возможность, при наличии, проводить практическую подготовку в организациях с использованием производственных мощностей, оборудования на безвозмездной основе.

2.39. Мотивируют молодых работников к участию в конкурсах профессионального мастерства, включая региональные и отраслевые соревнования профессионального мастерства, а также во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии».

Профсоюзы:

2.40. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения через своих представителей.

2.41. Представляют интересы работников на различных уровнях социального партнерства в отношении:

сохранения рабочих мест;

создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе предполагаемых к высвобождению;

заключения работодателями с работниками договоров о повышении квалификации, переобучении и профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной продолжительности рабочего времени;

выработки системы мер по материальной поддержке работников, высвобождаемых с организаций;

включения норм, обеспечивающих право родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет (далее – лица, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет), на специальную профессиональную переподготовку в конце отпуска по уходу за ребенком;

освобождения лиц, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, от прохождения аттестации в течение 1 года после выхода из отпуска по уходу за ребенком.

2.42. Через отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры добиваются:

сохранения рабочих мест;

создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе предполагаемых к высвобождению;

заключения работодателями с работниками договоров о повышении квалификации, переобучении и профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной продолжительности рабочего времени;

создания дополнительных рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

выработки системы мер по материальной поддержке работников, высвобождаемых с организаций;

создания условий для эффективной занятости инвалидов, включая помощь в их адаптации на рабочем месте и поддержку в процессе выполнения трудовых функций;

включения норм, обеспечивающих право родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет (далее – лица, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет), на специальную профессиональную переподготовку в конце отпуска по уходу за ребенком;

обеспечения одиноким родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), воспитывающим несовершеннолетних детей, особого режима работы, в том числе неполного рабочего дня, гибкого графика работы, надомной, дистанционной работы.

2.43. Участвуют в организации профориентационной работы среди молодежи, в том числе в профессиональных образовательных организациях, с целью ориентирования молодежи на получение профессий, имеющих спрос на рынке труда, знакомства с особенностями производства организаций, учитывая способности и состояние здоровья человека.

2.44. Участвуют в обсуждении проектов профессиональных стандартов, профессиональных квалификаций и требований к ним, обобщают предложения об актуализации ранее разработанных профессиональных стандартов.

2.45. Разъясняют работникам права, обязанности и возможности, связанные с внедрением системы профессиональных квалификаций, использованием инструментов независимой оценки квалификаций.

2.46. Профсоюзные организации обязуются:

проводить взаимные консультации с работодателем по проблемам занятости молодежи;

проводить работу по вовлечению молодых работников в активную общественную деятельность, культурно-досуговые и спортивные мероприятия;

содействовать повышению профессиональной квалификации молодых работников, привлечению работников к участию в конкурсах профессионального мастерства, разъяснять преимущества и возможности механизмов независимой оценки квалификации;

анализировать и обобщать лучшие практики в сфере работы с молодежью, доводить соответствующую информацию до сведения работодателей.

3. В области оплаты труда

В области оплаты труда Стороны считают приоритетными следующие направления:

реализация государственных гарантий по оплате труда;

повышение уровня оплаты труда работников;

справедливая дифференциация в уровнях оплаты труда в зависимости от уровня квалификации и сложности выполняемых работ, обеспечение работникам равной оплаты за труд равной ценности;

повышение эффективности государственного и общественного контроля за соблюдением в организациях автономного округа трудового законодательства Российской Федерации.

Для реализации указанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

3.1. Анализируют экономическую ситуацию и принимают меры по повышению заработной платы.

3.2. Принимают меры, направленные на обеспечение своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы работников, включая случаи временного выполнения трудовых функций вне стационарного рабочего места, защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации.

3.3. Координируют деятельность по погашению задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работникам, в том числе путем привлечения профессиональных союзов и представителей работодателей к участию в межведомственных комиссиях по вопросам невыплаты заработной платы.

3.4. Проводят ежегодные консультации об индексации заработной платы. Обеспечивают повышение уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В государственных и муниципальных учреждениях индексируют заработную плату в порядке, установленном нормативными правовыми актами, в организациях внебюджетного сектора экономики – в соответствии с отраслевыми, территориальными соглашениями, коллективными договорами.

3.5. Рассматривают вопросы и принимают меры, направленные на снижение необоснованной дифференциации в заработной плате работников.

3.6. Обеспечивают принцип «прозрачности» систем оплаты труда работников. Отказываются от скрытых форм оплаты труда, обеспечивают полный учет выплачиваемой заработной платы.

Органы государственной власти:

3.7. Проводят консультации с Работодателями, Профсоюзами по реализации политики в сфере оплаты труда.

3.8. Проводят работу по совершенствованию оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий, учитывая размеры оплаты труда в зависимости от эффективности работы организаций.

3.9. Создают условия для оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг.

Работодатели:

3.10. Своевременно выплачивают заработную плату, в сроки, определенные действующим законодательством, локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями, а в случае ее задержки по вине работодателя компенсируют задержанные выплаты в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Разрабатывают с учетом мнения профсоюзных организаций и закрепляют в локальных нормативных актах или коллективных договорах формы и системы оплаты труда работников, условия, порядок компенсационных, стимулирующих и иных выплат.

3.11. Выплачивают процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в автономном округе лицам в возрасте до 35 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в совокупности не менее 5 лет.

3.12. Применяют механизмы поощрения работников, добившихся высоких достижений в профессиональной деятельности.

3.13. Проводят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

3.14. Ограничивают работы в выходные дни до 120 часов в год, кроме случаев, предусмотренных частью третьей статьи 113 Трудового кодекса Российской Федерации и времени работы в выходные дни в период нахождения в командировке и (или) при исполнении государственных обязанностей.

3.15. Не допускают возложение на работника дополнительных обязанностей (увеличение объема работ) работника, уволенного по сокращению численности или штата, без пересмотра норм труда, основанных на совершенствовании или внедрении новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.

3.16. Обеспечивают условия для профсоюзного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по оплате труда.

Профсоюзы:

3.17. Способствуют росту уровня доходов населения, вносят предложения в органы государственной власти, работодателям по увеличению доходов, добиваются реализации указанных предложений через коллективные договоры и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

3.18. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями и органами государственной власти при определении начальной (максимальной) цены государственных контрактов по объектам, финансируемым с привлечением средств бюджета автономного округа, трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере оплаты труда.

3.19. Осуществляют профсоюзный контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам организаций, индексацией заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

4. В области социальной обеспеченности населения

В области социальной обеспеченности населения Стороны считают приоритетными следующие направления:

оказание адресной социальной помощи малообеспеченным категориям граждан со стороны органов государственной власти, организаций автономного округа;

доведение обеспеченности населения жильем, объектами социально-культурной сферы до уровня не ниже среднего, сложившегося в целом по Российской Федерации;

развитие форм добровольного страхования работников, способствующих их социальной защищенности, повышению их мотивации к труду, повышению уровня доверия к работодателю;

обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и предоставляемым в них услугам.

В целях реализации вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

4.1. Разрабатывают нормативные правовые акты, направленные на реализацию федерального законодательства о стандартах в области здравоохранения, стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

4.2. Готовят предложения по совершенствованию законодательства автономного округа в сфере социальной защиты населения исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости.

4.3. Осуществляют мониторинг уровня тарифов на коммунальные услуги, тепловую и электрическую энергию, услуги связи, общественного транспорта и принимают меры по недопущению их необоснованного роста, ведущего к снижению доходов населения.

4.4. Осуществляют меры:

по развитию объектов оздоровления населения, в том числе детей и подростков. Обеспечивают подготовку и функционирование оздоровительных лагерей всех типов для организации труда и отдыха детей, подростков и студенческой молодежи;

по стимулированию снижения уровня потребления алкогольной продукции, в том числе путем организации досуга работников и проведения соответствующих мероприятий образовательного и оздоровительного характера.

4.5. Разрабатывают и реализуют государственные программы, предусматривающие предоставление мер государственной поддержки молодым семьям для приобретения жилья, а также по обеспечению отдыха, оздоровлению и занятости детей, подростков и молодежи, обеспечению местами в детских дошкольных учреждениях и осуществляют контроль за ходом их выполнения.

4.6. Способствуют созданию трудоспособному населению экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в социальной сфере, достойный уровень жизни.

4.7. При наличии финансовых возможностей предусматривают в коллективных договорах и/или локальных нормативных актах следующие выплаты работникам:

оказание работнику материальной помощи в случае смерти близких родственников (муж, жена, родители, дети);

оказание материальной помощи близким родственникам (муж, жена, родители, дети) в случае смерти работника;

оказание материальной помощи работнику в связи с трудной жизненной ситуацией;

выплату работающим юбилярам, которым исполняется 50 и 55 лет, а также в последующем каждые 5 лет, проработавшим в организации не менее 10 лет;

выплату неработающим юбилярам (55, 60 и каждые последующие 5 лет), отработавшим в организации не менее 15 лет и уволившимся из организации в связи с выходом на пенсию;

выплату в связи с выходом на пенсию;

выплату при рождении ребенка;

а также иные выплаты социального характера.

4.8. Для государственных и муниципальных организаций выплаты, указанные в пункте 4.7, могут устанавливаться в коллективных договорах, локальных нормативных актах за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

4.9. Обеспечивают условия доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.

4.10. Рассматривают вопрос о действиях сторон Комиссии по борьбе с бедностью.

Органы государственной власти:

4.11. Обеспечивают адресную социальную поддержку малообеспеченным слоям населения.

4.12. Содействуют развитию жилищно-строительной кооперации, способствующей повышению спроса и предложения на рынке жилья.

4.13. Содействуют доступности ипотечного кредитования населению.

4.14. Способствуют повышению эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Решают вопросы по повышению качества услуг организаций коммунального комплекса, снижению расходов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, размещения, обезвреживания и утилизации твердых коммунальных отходов.

4.15. Сохраняют на уровне не ниже достигнутого охват детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организованными формами отдыха и оздоровления, в том числе в организациях отдыха детей и их оздоровления.

Работодатели:

4.16. Обеспечивают условия для действия государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, включая повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения и доступности медицинских услуг, за счет расширения возможностей участия негосударственных медицинских организаций в программах обязательного медицинского страхования.

4.17. Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе организаций.

4.18. Отчисляют профсоюзам денежные средства в объеме, определенном коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в объеме не ниже 0,15 процентов от фонда оплаты труда. Для организаций бюджетной сферы отчисления производятся за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и не могут превышать 0,15 процентов от фонда оплаты труда.

4.19. Способствуют созданию молодежных организаций (советы молодых специалистов, молодежные комиссии первичных профсоюзных организаций и т.д.) в организациях всех форм собственности.

4.20. С целью привлечения и закрепления молодежи в организациях внебюджетного сектора экономики при наличии финансовой возможности предусматривают в коллективных договорах и отраслевых (межотраслевых) соглашениях для работающей молодежи:

улучшение социально-бытовых, жилищных условий, организацию досуга, поддержку молодых семей;

предоставление ссуд и кредитов на неотложные нужды, приобретение и строительство жилья, мебели и т.д.;

предоставление молодым специалистам единовременной выплаты в размере не менее 1 месячного фонда оплаты труда, приступившим к работе по специальности не позднее 1 года работы после окончания обучения.

4.21. Вносят предложения в адрес органов государственной власти автономного округа о содействии и развитии организаций, использующих труд инвалидов, малообеспеченных категорий населения.

4.22. При наличии финансовых возможностей устанавливают в договорах дополнительного медицинского страхования, коллективных договорах, иных локальных нормативных актах организаций внебюджетного сектора экономики размер, условия и порядок компенсаций расходов:

на оплату санаторно-курортного лечения;

на оказание дополнительной материальной помощи при рождении ребенка;

на выплату дополнительных ежемесячных пособий матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря;

на предоставление иных гарантий работающим женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, работникам с семейными обязанностями сверх установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.23. По согласованию с первичной профсоюзной организацией (при наличии) в коллективных договорах или локальных нормативных актах организации внебюджетного сектора экономики вправе устанавливать размер, условия и порядок страхования имущественных интересов работников, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением.

4.24. Работникам, заключившим трудовые договоры с организациями, расположенными в автономном округе, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других субъектов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

единовременное пособие в размере 2 должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;

оплату стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом, а в случае отсутствия железнодорожного транспорта – не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок речным, автомобильным транспортом;

оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней для обустройства на новом месте.

Профсоюзы:

4.25. Участвуют в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы социальной защищенности населения.

4.26. Принимают участие в организации и финансировании на долевых началах культурно-спортивных мероприятий, проводимых в муниципальных образованиях автономного округа.

4.27. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам социальной защиты, трудовым спорам.

4.28. При заключении коллективных договоров информируют работодателей и работников о наличии в Соглашении пункта о возможности предоставления работодателями иных дополнительных гарантий работающим женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, создания дополнительных гарантий для работников с семейными обязанностями сверх установленных трудовым законодательством Российской Федерации, иных пунктов.

Работодатели совместно с профсоюзами:

4.29. Работодатели совместно с профсоюзными организациями при наличии финансовой возможности обеспечивают реализацию комплекса мер дополнительной поддержки работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также членов их семей.

5. В области пенсионного обеспечения

5.1. В области государственного пенсионного обеспечения населения Стороны считают приоритетными следующие направления:

содействие соблюдению в автономном округе законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

создание условий использования гражданами права на назначение страховых пенсий согласно результатам труда каждого застрахованного лица.

В целях реализации вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

5.1.1. Обеспечивают работникам условия реализации права, установленного законодательством Российской Федерации в области пенсионного обеспечения.

5.1.2. Контролируют своевременное предоставление с использованием системы электронного документооборота перечней рабочих мест, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, поименных списков к ним и документов, подтверждающих их право, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1.3. Организуют размещение информационных материалов для работников организаций по вопросам пенсионного обеспечения в части проведения заблаговременной подготовки документов, необходимых для назначения пенсионного обеспечения, на лиц, уходящих на пенсию.

5.1.4. Оказывают практическое и методическое содействие в заключении соглашений об электронном информационном взаимодействии между страхователями и территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) по автономному округу по вопросам проведения заблаговременной подготовки документов на лиц, уходящих на пенсию, и о возможности представления страхователем заявлений работника и документов, необходимых для назначения пенсии.

Работодатели:

5.1.5. Оказывают содействие работникам организации в области пенсионного обеспечения по представлению документов в территориальный орган Фонда для оценки пенсионных прав застрахованных лиц с использованием системы электронного документооборота.

5.1.6. Предусматривают в коллективных договорах, отраслевых (межотраслевых) соглашениях, локальных нормативных актах организации уплату взносов работодателя в пользу работников, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, с согласия работников.

Профсоюзы:

5.1.7. Осуществляют контроль своевременной подготовки работодателями необходимых документов для назначения страховых пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1.8. В целях гарантии пенсионного обеспечения при ликвидации организации осуществляют контроль представления в территориальные органы Фонда по автономному округу индивидуальных сведений на уволенных работников.

5.1.9. Принимают участие в проведении специальной оценки условий труда, осуществляют контроль правильности установления в локальных нормативных актах, трудовых книжках и других документах наименований профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий.

5.1.10. Содействуют застрахованным лицам при их обращении в судебные органы в связи с нарушением их пенсионных прав страхователями.

5.1.11. Организуют обучение профсоюзного актива, работодателей пенсионному законодательству Российской Федерации и практике его применения, в том числе через средства массовой коммуникации профсоюзных организаций.

5.2. В области дополнительного пенсионного обеспечения:

Стороны совместно:

5.2.1. Организуют информационно-разъяснительные кампании и акции по информированию населения о совершенствовании пенсионного законодательства, возможностях негосударственного пенсионного обеспечения. Привлекают в установленном порядке к этой работе средства массовой информации.

5.2.2. Оказывают содействие в проведении информационно-разъяснительной работы в коллективах специалистам территориальным органам Фонда по автономному округу и негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний.

5.2.3. Принимают меры к негосударственному пенсионному страхованию работников.

Органы государственной власти:

5.2.4. Обеспечивают совершенствование законодательства автономного округа в сфере дополнительного пенсионного обеспечения.

5.2.5. Совместно с акционерным обществом «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» организуют информирование населения автономного округа о возможности формирования дополнительной пенсии.

Работодатели:

5.2.6. Организуют и проводят совместные встречи с руководителями профсоюзов, специалистами территориального органа Фонда, соответствующих исполнительных органов автономного округа, негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний.

Профсоюзы:

5.2.7. Оказывают практическое и методическое содействие заключению отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях автономного округа с включением в них разделов о дополнительном пенсионном обеспечении.

5.2.8. Способствуют формированию и развитию корпоративного пенсионного обеспечения путем проведения информационно-разъяснительных мероприятий среди работников организаций автономного округа о возможностях дополнительного пенсионного обеспечения, в том числе о правах работников, предоставленных им Пенсионным стандартом автономного округа.

6. В области условий и охраны труда, здоровья,

промышленной и экологической безопасности

Стороны считают приоритетом обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, обеспечение сохранения природы и окружающей среды и принимают следующие обязательства:

Стороны совместно:

6.1. Принимают меры по обеспечению функционирования системы охраны труда и промышленной безопасностью.

6.2. Содействуют внедрению в организациях концепции VISION ZERO или «Нулевого травматизма».

6.3. Принимают меры по увеличению числа страхователей, использующих средства Фонда на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

6.4. Участвуют в пропаганде и распространении в организациях передового опыта работы новых разработок, прогрессивных технологий и оборудования, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний.

6.5. Организуют проведение:

региональных этапов всероссийских конкурсов, конкурсов профессионального мастерства «Лучший уполномоченный профсоюзов по охране труда», «Лучший специалист по охране труда», других смотров-конкурсов по охране труда, обобщают и внедряют положительный опыт работы призеров конкурсов.

семинаров, конференций, выставок и иных мероприятий по вопросам охраны труда, здоровья и экологии.

6.6. Принимают участие в организации и проведении:

всемирных дней охраны труда и дней защиты от экологической опасности, в работах по озеленению и благоустройству территорий парков и скверов;

мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

6.7. Осуществляют меры по повышению уровня информированности работников о состоянии производственной среды, об опасностях на рабочих местах и профессиональных рисках, а также населения о состоянии окружающей природной среды.

6.8. Принимают меры, направленные на снижение потребления алкоголя, формируют производственную среду, свободную от алкоголя.

6.9. Разрабатывают механизмы противодействия распространению ВИЧ-инфекции с учетом недопущения стигматизации и дискриминации в отношении ВИЧ-инфицированных работников.

Органы государственной власти:

6.10. Обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда, подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в автономном округе» государственной программы «Поддержка занятости населения».

6.11. Проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях автономного округа.

6.12. Координируют проведение на территории автономного округа обучения по охране труда.

6.13. Осуществляют в установленном порядке государственную экспертизу условий труда. Оплата проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, осуществляемая по заявлению работника, профсоюзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, производится с понижающим коэффициентом в размере 0,1.

6.14. Организуют проведение целевых совещаний, семинаров, выставок, смотров-конкурсов и других организационно-просветительских мероприятий по охране труда, промышленной и экологической безопасности.

6.15. Информируют стороны социального партнерства о состоянии условий и охраны труда в автономном округе, ежегодно издают доклад и региональный обзор о состоянии условий и охраны труда в автономном округе.

Работодатели:

6.16. Рассматривают возможность добровольного страхования жизни и страхования от несчастных случаев и болезней работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

6.17. Принимают меры по сокращению рабочих мест, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

6.18. Предусматривают в пределах имеющихся средств от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности в коллективных договорах по результатам специальной оценки условий труда дополнительные, по сравнению с законодательством Российской Федерации, льготы и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

6.19. Проводят работу по выявлению опасностей и оценке профессиональных рисков на основе результатов специальной оценки условий труда, производственного контроля, анализа и оценки риска производственного травматизма, учета анализа причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микротравм.

6.20. Ежегодно обращаются в территориальные органы Фонда с заявлением на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

6.21. Проводят обучение вновь избранных уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда. В период обучения за уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза сохраняют среднюю заработную плату.

6.22. Создают условия уполномоченным (доверенным) лицам, а также членам комитетов (комиссий) по охране труда для осуществления их деятельности, предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и членам комиссий по охране труда для осуществления контроля за состоянием охраны и условиями труда.

6.23. Ежегодно предоставляют в органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа информацию о состоянии условий и охраны труда в организации.

6.24. Включают мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.

6.25.Участвуют в акциях по добровольному и конфиденциальному консультированию и тестированию на ВИЧ-инфекцию на рабочих местах.

Профсоюзы:

6.26. Осуществляют профсоюзный контроль состояния охраны труда в организациях.

Направляют работодателям обязательные для исполнения представления об устранении выявленных нарушений, в том числе о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни или здоровью работников, при необходимости информируют органы государственного надзора и контроля о нарушениях.

6.27. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Осуществляют контроль за выполнением мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

6.28. Вносят предложения работодателям по включению в коллективные договоры положений по увеличению размера компенсаций работающим во вредных и опасных условиях труда, дополнительным выплатам, пострадавшим на производстве, поощрении за работу без травм и аварий.

6.29. Избирают на каждом предприятии уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда и организуют совместно с работодателями их обучение.

6.30. Защищают законные интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, получивших профессиональные заболевания, а также и членов их семей.

6.31. Проводят среди работников разъяснительную работу, направленную на формирование ответственной позиции работников в части соблюдения требований охраны труда, бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также безопасности и здоровью коллег.

6.32. Обеспечивают участие своих представителей в работе Межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда муниципальных образований автономного округа, комиссий по проведению специальной оценки условий труда.

7. В области развития социального партнерства как института

гражданского общества и взаимодействия участников Соглашения

В области развития социального партнерства и координации действий Стороны определили приоритетными следующие направления:

содействие развитию системы социального партнерства и ее институтов на региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях;

реализация принципов социального партнёрства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, согласование интересов работников, работодателей и органов власти;

содействие развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях всех форм собственности;

повышение заинтересованности участия работодателей в системе социального партнерства в сфере труда;

урегулирование коллективно-трудовых споров и противодействие правонарушениям в сфере трудовых отношений;

участие Комиссии в подготовке, обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития, учет мнения по ним Сторон, Комиссии.

Для обеспечения вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

7.1. Содействуют формированию постоянно действующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства, заключению коллективных договоров, а также региональных, отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений.

7.2. Осуществляют взаимодействие с территориальными трёхсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.

7.3. При необходимости информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, и иным социально-экономическим вопросам. Информируют на договорных условиях через средства массовой информации, в том числе электронные, население о мероприятиях, проводимых в соответствии с Соглашением, а также об их исполнении.

7.4. При проведении коллективных переговоров по заключению отраслевых (межотраслевых) соглашений в отраслях, в которых отсутствуют соответствующие объединения работодателей, сторону работодателей представляет Объединение работодателей автономного округа.

7.5. Содействуют разработке мер организационного и экономического стимулирования вступления работодателей в объединения работодателей.

7.6. Проводят консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов автономного округа в области социально-трудовых отношений, государственных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы и социального обеспечения.

7.7. Обеспечивают участие представителей Сторон, представляющих Работодателей и Профсоюзы, в общественных советах, созданных при исполнительных органах власти.

7.8. Способствуют предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров. Используют возможности урегулированию коллективных трудовых споров «постоянно действующим трудовым арбитражем при Трёхсторонней комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по регулированию социально-трудовых отношений».

7.9. Содействуют созданию комиссий по трудовым спорам в организациях в целях досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров.

7.10. Размещают в организациях информацию с указанием органов и организаций, занимающихся урегулированием трудовых споров.

7.11. Оказывают практическое и методическое содействие заключению региональных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях.

7.12. Обеспечивают участие представителей Сторон в рабочей группе по рассмотрению заявок участников всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», определению призеров и победителей регионального этапа конкурса.

7.13. Разрабатывают комплекс мер по патриотическому воспитанию граждан.

7.14. Содействуют созданию молодежных советов, советов молодых специалистов или советов молодых рабочих в организации.

7.15. Оказывают содействие организациям в пределах полномочий в разъяснении трудового законодательства в средствах массовой информации.

7.16. Проводят отраслевые совещания с работодателями по вопросам социальной ответственности предпринимательства, развития отраслевой системы социального партнерства и заключения отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров

Органы государственной власти:

7.17. Обеспечивают участие представителей работодателей и профсоюзов (по согласованию):

в работе формируемых органами государственной власти автономного округа постоянно действующих комиссий, рабочих групп и общественных советов, связанных с реализацией социально-экономических интересов населения, общественной оценкой деятельности государственных гражданских служащих автономного округа и кадровыми технологиями;

в рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов органов исполнительной власти в области социально-трудовых и связанных с ними отношений на общественных советах, а также путем размещения проектов и материалов, необходимых для их обсуждения, на портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов органов государственной власти по адресу в интернете: https://regulation.admhmao.ru/.

Решение Комиссии, мнение ее Сторон (соответствующей Стороны) учитывается при рассмотрении проектов и принятии законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительных власти.

7.18. В период действия Соглашения не допускают принятия нормативных правовых актов в области трудовых и связанных с ними экономических отношений без обсуждения их проектов с Работодателями и Профсоюзами.

7.19. При подготовке проектов законов и других правовых актов автономного округа по вопросам, включенным в Соглашение, обеспечивают взаимодействие с социальными партнерами.

7.20. Содействуют в пределах своих полномочий реализации права работодателей на объединение, оказывают в соответствии с законодательством Российской Федерации поддержку объединениям работодателей как социально ориентированным некоммерческим организациям, создают в соответствии с законодательством Российской Федерации условия, стимулирующие вступление работодателей в объединения работодателей.

7.21. Размещают на официальном сайте Департамента труда и занятости населения автономного округа материалы о практике социального партнерства.

Работодатели:

7.22. Обеспечивают участие представителей работников в управлении производством и участие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса по договоренности работодателя и представительного органа работников и закрепляют порядок участия в коллективных договорах, локальных нормативных актах.

7.23. Оплачивают ежегодные членские взносы в объединения работодателей, членами которых они являются, в соответствии с положениями об уплате членских взносов. Работодатели бюджетной сферы, являющиеся членами Объединения работодателей, уплату взносов производят за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

7.24. Поддерживают инициативу Профсоюзов о заключении коллективных договоров и региональных отраслевых (межотраслевых) соглашений.

Профсоюзы:

7.25. Содействуют подготовке и проведению колдоговорных кампаний.

7.26. Инициируют и содействуют созданию в организациях комиссий по трудовым спорам.

7.27. Обязуются не выступать организаторами акций протестов в случае выполнения органами государственной власти и работодателями обязательств, предусмотренных Соглашением, а также отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

7.28. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить первичную профсоюзную организацию представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях перечисления ежемесячно на счет профсоюзной организации денежных средств в размере 1 процента от заработной платы на основании письменного заявления работника.

7.29. Организуют обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных организаций по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и региональных отраслевых (межотраслевых) соглашений, оказывают практическую и консультативную помощь членам профсоюзов в защите социально-трудовых прав и гарантий.

7.30. Осуществляют работу по созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в малом бизнесе.

7.31. Принимают участие в реализации мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в трудовых коллективах, вносят предложения работодателям по совершенствованию данной работы.

8. Контроль за выполнением Соглашения и ответственность Сторон

8.1. Стороны принимают на себя обязательства по выполнению Соглашения, соблюдению его условий и несению предусмотренной законодательством Российской Федерации, автономного округа ответственности за нарушение или невыполнение его положений.

8.2. Обеспечивают реализацию Соглашения путем разработки и реализации собственных планов мероприятий, разработка которых осуществляется в течение 3 месяцев после его заключения. Каждая Сторона направляет свой утвержденный план мероприятий другим Сторонам. По согласованию Сторон Комиссии может быть сформирован и утвержден совместный план мероприятий по реализации Соглашения.

8.3. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к Сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя.

8.4. Контроль за реализацией положений Соглашения осуществляет Комиссия. Между заседаниями Комиссии текущие вопросы выполнения Соглашения рассматриваются в рабочем порядке.

8.5. Стороны информируют население автономного округа о ходе реализации Соглашения, а также о принимаемых Комиссией решениях.

8.6. Стороны договорились, что в период действия Соглашения возникающие разногласия рассматриваются Комиссией.

8.7. Соглашение вступает в силу с 1 января 2023 года и действует по 31 декабря 2025 года. В случае отсутствия заключенного Соглашения на следующий период Соглашение может быть продлено по согласованию Сторон на срок не более 1 года.

8.8. Ни одна из Сторон не вправе в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

8.9. Стороны предлагают органам государственной власти, органам местного самоуправления, отраслевым, территориальным объединениям работодателей и профсоюзов после подписания Соглашения разработать и заключить на его основе отраслевые (межотраслевые) и территориальные соглашения, а также внести соответствующие изменения и дополнения в ранее заключенные соглашения, учитывающие специфику отрасли (отраслей) и муниципального образования.

8.10. Текст Соглашения публикуется в газете «Новости Югры» в двухнедельный срок после его подписания, а также на официальных сайтах Сторон.

9. Заключительные положения

 

9.1. В случае если 1 из Сторон выступит с инициативой о внесении изменений и дополнений в Соглашение, другие Стороны обязаны рассмотреть это предложение в установленном порядке на заседании Комиссии, в течение 1 месяца после получения предлагаемых изменений и дополнений.

Изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.

9.2. Стороны договорились о внесении изменений и дополнений в Соглашение не чаще 1 раза в год.

9.3. Соглашение подписано «12» декабря 2022 года в городе Ханты-Мансийске в 4 подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.